Вперед и вверх
19 июня 2009 10:02 2535
Вперед и вверх

Юбилейная работа Pixar о старике, улетевшем в небо на воздушных шариках, может заставить плакать кого угодно. Карл и Элли знакомятся еще детьми на почве пристрастий к приключениям. У них есть общий кумир Чарльз Манц — бесстрашный покоритель неизведанных пространств со своей бессмертной фразой «Приключение рядом!»

Карл и Элли растут, потом женятся, они вместе откладывают деньги на путешествие в большую стеклянную бутылку, которую приходится разбивать каждый раз, когда жизнь вносит в нехитрый быт семьи свои коррективы: лопнувшее колесо, упавшее дерево, болезни каждый раз заставляют копить деньги с нуля. До тех пор, пока старенькая Элли не заболевает и не покидает Карла навсегда. Оставшись один, Карл коротает дни погруженным в прошлое. Он разговаривает с Элли так, будто она все еще рядом, вытирает пыль с каминной полки и садится по вечерам смотреть телевизор в свое квадратное кресло, рядом с креслом Элли и гладит пустой подлокотник.

Невероятно трогательная работа. Создатели фильма говорят, что это самый смешной и красивый фильм из тех, что снимала студия Pixar. Возможно, это так, но мне фильм показался самым печальным из всего, что я видела. Карл ведь не отправляется в путешествие потому, что планировал. Он отправляется потому, что судьба не оставляет ему выхода. Его должны забрать в Дом престарелых. Именно в этот день, на глазах сотрудников социальной службы, на тяге из десятков тысяч воздушных шаров, дом несломленного Карла взмывает под облака.

Юный следопыт Рассел, мечтающий получить значок «За помощь пожилым людям», последний на пути к званию Старшего следопыта, оказывается на крыльце взлетающего дома почти случайно. Почти, поскольку в желании помочь старику Фредриксену проявил недюжее упорство, чем изрядно достал предмет своей заботы.

В старости слишком много безнадеги, угасания. Создатели фильма передали все этот невероятно достоверно. Попытка сделать фильм смешным, думаю, удалась менее. Карл, конечно, совершает подвиги, становится участником удивительных приключений, но он не обретает главного, как мне кажется. Он не заканчивает своего «диалога с Богом», он не обретает внутреннего покоя, просто возвращается к радостям жизни. Когда придет время умирать, его опять оборвут как бы «на самом интересном месте».

Вердикт: фильм «Вверх» в своей семантике не содержит ответов, он больше развлечение, чем попытка осмыслить реальность. Возможно, конечно, от фильма последнего и не требуется.

Фильм действительно невероятно красив, в нем много красок и, как всегда у Pixar, очень качественная анимация. Герои очень живые, «прозрачные», их характер ясен и запоминается.

Много смешного, например, в финальной схватке, Карл Фредриксен плюет в лицо противнику вставной челюстью. Особого шарма придает, что противник — никто иной, как кумир его детства.

Отдельно хочется сказать о животных. Я не особенно люблю собак, и вообще животных, если у них нет чешуи. Но здесь животные не воспринимаются как «твари неразумные». Собаки говорят и даже шутят (!). Причем делают это именно так, как могли бы шутить собаки. Птица Кевин разумна вне всяких сомнений. Это в общем-то не животные. Это такие люди в шкурах и перьях. Что ж, бессмертный и беспроигрышный ход.

Фильм заставил меня вспомнить всех стариков, которые появлялись в моей жизни, всех, кто покинул ее, оставив что-то в моей душе. И все это благодаря наблюдательным и бесконечно талантливым людям, создавшим этот фильм. Как результат, я полна переживаний и мыслей. За это фильм достоин высшей оценки.

по материалам "Кинопоиск"