Чем грозит экономике отсутствие приватизации?
25 июля 2008 16:41 2442
Чем грозит экономике отсутствие приватизации?

   С начала 2008 года все большее количество терминов из сферы экономики успешно перекочевывает в сферу политики. "Приватизация", "инфляция", "ревальвация" превращаются в нечто среднее между политическими ругательствами и политическими же лозунгами. А ведь речь идет об экономике. И о деньгах, которые получает/не получает бюджет.

    Конституционное оружие

    В запале борьбы между президентским и правительственным лагерем об экономике в последнее время вспоминают все больше в контексте перспектив давления на совесть оппонентов. Оппозиция упирает на беды от стремительного роста инфляции. Президент обвиняет правительство в посягательстве на национальные интересы из-за "неправильного" приватизационного списка. Фонд госимущества, в котором еще в декабре видели главного организатора поступлений в бюджет, перманентно не действует: то возникают неясности с выяснением степени законности пребывания на должностях руководства, то формальная часть этого руководства пребывает на больничном/отдыхе, то рабочую жизнь сотрудников органа отравляет ртуть… Правительство тем временем отбивается от разнообразных нападок, рапортует о надвигающейся дефляции, а заодно - пытается "что-то порешать" и вернуться в русло запланированных околобюджетных мероприятий. Все это представителям Кабмина удается с переменным успехом. Только вот с вопросами приватизации на успешное выполнение плана "однолетки", похоже, уже рассчитывать не приходится.

    Изначально масштабы приватизации, задекларированные в главной смете страны впечатляли незакаленное воображение: 8,6 миллиарда гривен "обязательной" прибыли и ("если повезет") около 12 миллиардов внеплановых поступлений на погашение выплат по вкладам Сбербанка. При этом среди возможных объектов разгосударствления назывались достаточно "вкусные" объекты: Одесский припортовый завод, комплект облэнерго, "Турбоатом" – продажа этих гигантов могла бы помочь бюджет и выполнить, и, возможно, даже перевыполнить. Но, начиная с февраля, каждая попытка правительства (чаще всего) или ФГИУ (бывало и такое) начать масштабный приватизационный процесс оказывалась фальстартом.

    Стремление премьера продать побольше, побыстрее и подороже неизменно разбивается о жестокую реальность. Часто препятствием для приватизационных амбиций Кабмина выступает нынешнее руководство Фонда госимущества. И практически всегда – президент.

    Виктор Ющенко в своей защите национальных инвестиционных интересов уже успел достичь определенных технологических высот. На стороне главы государства неизменно оказывается СНБО, поддерживающий отказ от продажи стратегических предприятий, особенно в той части их списка, которая может привести к монополизации рынка. Но с еще большим успехом Виктор Андреевич делает своим союзником в антиприватизационной кампании Конституционный суд, правда, чаще всего вопреки желанию сего уважаемого органа.

    За последние месяцы глава государства с успехом воплощает в жизнь ставшую уже стандартной схему. Как только правительство издает не устраивающее президента постановление или распоряжение (а практически все, касающиеся приватизации, автоматически попадают в эту категорию), Гарант Конституции приостанавливает его действие и одновременно обращается в КСУ на предмет проверки соответствия кабминовского акта Основному закону. Поскольку Конституционный суд работает достаточно медленно, то рассмотрение президентских претензий откладывается на месяцы, на протяжении которых правительственные распоряжения не выполняются. Если же на Грушевского рискнут и издадут очередное постановление околоприватизационной тематики – с большой долей вероятности его будет ждать та же судьба.

    Изложенные пункты – только половина схемы. Поскольку далеко не всегда президентские претензии в полной мере обоснованы, нельзя исключать вероятность того, что решение будет не в пользу Банковой. Но и на подобный удар есть свой контрудар. Двадцать седьмого июня коллегия КСУ отказалась инициировать конституционное производство "на почве" президентского приостановления решения Кабмина, утверждающего условия конкурса продажи Одесского припортового. Седьмого июля президент, не дожидаясь принятия окончательного решения по вопросу на пленарном заседании КСУ, отозвал свое представление. Правительство получило возможность вздохнуть с облегчением, но ненадолго. Уже 21 июля президент издал очередную пачку указов, останавливающих приватизацию практически по всем фронтам и снова попросил судей разобраться в степени конституционности правительственных "телодвижений".

    Использование КСУ как тормоза для приватизационного процесса – эффективное оружие, которое президентский лагерь всерьез взял на вооружение. А с учетом лояльности главе государства нынешнего руководства ФГИ, в сложившейся ситуации Кабмин практически лишен возможности сопротивляться давлению со всех сторон. Подобным образом Виктор Ющенко успешно играет на свои интересы – Юлия Тимошенко потеряла главенствующие позиции в приватизации-2008. Да и как средство идеологического давление на правительство представления в Конституционный суд играют немалую роль: поводы "придраться" к решениям Кабмина у КСУ находятся редко (а с учетом того, что президентские претензии отзываются еще до окончательного вердикта – еще реже), зато "осадок" якобы незаконных действий Тимошенко и Ко остается. Максимум, что может сделать премьер – громко сетовать на помехи  в организации честного и прозрачного приватизационного процесса и на бюджетные "страдания". Только вот о том, что игры вокруг конституционности/неконституционности могут ударить и по экономике, власть имущие вспоминают все больше тогда, когда это выгодно им, а не экономике.

    О бедном бюджете замолвите слово…

 Торможение приватизационного процесса, обеспеченное президентской активностью, может влиять на экономику как в глобально-длительной, так и в локально-бюджетной перспективах.

  То, что по воле политиков может остановиться экономический процесс, не делает Украине чести в международном масштабе. Инвестиционный имидж нашей страны и без того не радует глаз, а неприватизация-2008 или планы Валентины Семенюк повторить реприватизацию "Криворожстали" рискуют расцветить этот не слишком положительный образ новыми негативными красками. Чем с большим скрипом (с затягиваниями, с околоконституционными разбирательствами, с политическими интригами) и по неясным схемам в Украине реализуется приватизация, тем менее привлекательной наша экономика становится для законопослушного иностранного капитала, которого могут и не вдохновлять закулисные правила продажи государственного имущества. "Важнейшую роль в подобной ситуации играют роль и место руководства ФГИУ, которое на данный момент демонстрирует совершенно другие подходы, чем это предусматривает экономическая теория. Подобные процессы, сложившиеся вокруг приватизации в целом значительно влияют на экономический климат в стране", - уверен ведущий эксперт экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Константин Кузнецов. Впрочем, на случай пугливости иностранцев, в "запасе" всегда остаются капиталисты отечественного разлива. Правда, понимание нездоровых правил игры способствует благополучному разрешению только ситуативных проблем – рынок оно не оздоровит.

    Стандартное "так приватизацию проводить нельзя" хоть и справедливо, но апеллирует скорее к вечным политэкономическим ценностям. Вопрос же: каким образом "недоприватизация" может ударить прямо сейчас – остается открытым.

    Пугающее сообщение Минэкономики о том, что на начало июля план по приватизации был выполнен только на 3,4%(с начала года удалось выручить всего 306,2 миллиона гривен), заставляет задуматься о судьбах государственного бюджета. Изначально основной функцией приватизационных прибылей называлось покрытие расходов на компенсацию сбербанковских кладов. Стремление Юлии Тимошенко во что бы то ни стало выполнить предвыборное обещание заметно перекосило главную смету страны в сторону дефицита. Подобные прорехи можно латать за счет дополнительных поступлений, источником которых могут быть либо внешние и внутренние займы, либо все та же приватизация. Премьер уже успела гордо заявить, что "правительство отказалось от внешних займов, и сейчас практически приостановлены процессы заимствования денег". На приватизационные прибыли Кабмин, по словам Юлии Тимошенко, уже тоже не рассчитывает. И при всем этом – к началу лета уверенно наблюдался профицит бюджета.

    Но, по словам экономистов, наблюдаемый профицит довольно условен и объясняется преимущественно несовпадением декабрьских планов с реальным положением вещей. "Если бюджет останется в той же форме, в которой он был принят в декабре, остается возможность свести дефицит с профицитом. Тот бюджет был принят еще со старыми показателями, а рост инфляции повысил и номинальные прибыли - оттуда дополнительные поступления в бюджет предполагаются порядка 30 миллиардов гривен", - поделился с "Подробностями" своим взглядом на ситуацию экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. В случае же заметного пересмотра макроэкономических показателей бюджетные прибыли существенно сократятся, а следом за ними – и запланированные выплаты. Да и президентское мнение о том, что правительство должно компенсировать гражданам потери от инфляции, может существенно увеличить расходную часть бюджета.

    В условиях нереализации приватизации правительству, скорее всего, придется забыть о планах не только выдать по тысяче гривен в каждые руки, но и компенсировать вклады в максимально возможном объеме. Денег на это, как и на некоторые другие программы, элементарно не будет. Правда, например, Константин Кузнецов считает, что от этого есть и своя польза. "Поскольку эти выплаты - одна из инфляционных составляющих, то отсутствие прибыли от приватизации, которая была бы направлена на подобные выплаты, само по себе - позитивный момент", - считает эксперт Центра Разумкова.

    Как бы то ни было, похоже, что правительству, лишенному приватизационного подспорья, действительно придется жить сегодняшним днем. И спасти его от заметного дефицита бюджета могут разве что быстрая дефляция (чтобы уложиться в запланированные "рамки приличий" – инфляцию в размере 15,3%) в сочетании с заметными дополнительными поступлениями внебюджетных средств. Приватизация в этом году, по словам аналитиков, заметную часть этих средств не принесет: несколько десятков миллионов гривен погоды не сделают. А рассчитывать на то, что Кабинет Юлии Тимошенко еще успеет до конца года провести конкурсы по продаже объектов-"миллиардников", не приходится – не та у нас политически-конституционная ситуация.

 

    podrobnosti.ua