Временная администрация в банке – как поступить вкладчикам?
18 апр 2016 12:26 1582
Временная администрация в банке – как поступить  вкладчикам?

Банк КрещатикКак известно из данных официального ресурса Фонда гарантирования вкладов физических лиц, в период с 5 апреля по 4 мая включительно 2016 года в публичном акционерном обществе «Коммерческий банк «Хрещатик» была оглашена временная администрация. 
Процесс введен на основании решения Фонда № 463 от 5 апреля текущего года «О внедрении временной администрации и делегировании полномочий временного администратора». Толчком к такому решению стало постановление Управления Национального банка Украины «О зачислении ПАТ «КБ Хрещатик» к категории неплатежеспособных» от 5 апреля 2016 года.

Банк Хрещатик временная администрация

Согласно вышеперечисленным документам на период администрации коммерческого банка был назначен временный администратор – ведущий специалист в сфере урегулирования неплатежеспособности банков – Костенко Игорь Иванович. В конкретном случае процедура временной администрации также подразумевает вывод банковского учреждения с рынка.

Подобный случай не единственный – в условиях максимально жесткой конкуренции на фоне затяжной стагнации экономики в стране и по всему миру даже крупные банковскиеучреждения вынуждены обращаться за помощью к более компетентным организациям для восстановления платежеспособности или безболезненной ликвидации.
Но что же в таком случае делать физическим клиентам банка, которые рискуют потерять средства, заработанные на протяжении долгих лет изнурительного труда? На эти и подобные вопросы есть конкретные и далеко не пессимистичные ответы.

На что нацелена временная администрация?

Временная администрация в банкахЗачастую действия временного администратора направлены на полную оценку состояния активов и обязательств банка, способных каким-либо образом повлиять на восстановление платежеспособности банка. В обратном случае, имущество банка может заинтересовать потенциальных покупателей, благодаря чему Фонд гарантирования способен обеспечить своевременное возмещение ущерба вкладчикам, суммы вкладов которых превышают гарантированный размер выплат.

Потенциальные покупатели банковНа примере временно администрируемого банка «Хрещатик» можно сказать, что, по словам замдиректора Фонда гарантирования Андрея Оленчика первоочередной задачей является оперативное формирование Реестра вкладчиков для начала выплат в пределах гарантированной суммы. Прогнозы управляющего Фондом – вполне оптимистичны. По предварительным данным, долг банковского учреждения перед физическими лицами составляет 2,8 млрдгривен, в то время как Фонд гарантирования располагает 5 млрд гривен на момент объявления временной администрации и полностью готов к возмещению убытков граждан. В процентном соотношении 98,7% всех вкладчиков должны получить выплаты в полном объеме с сохранением начисленных процентов, и лишь небольшой процент клиентов банка смогут вернуть вклады в рамках гарантированной суммы – до 200 тысяч гривен. Впрочем, согласно Закону Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» у них также есть шанс вернуть свои средства после полной ликвидации банка и продажи его имущества.

Как вернуть вклад?

Как вернуть вклад в банкеФонд гарантирования определяет обязательную сумму выплаты до 200 тысяч гривен. На деле вкладчики ликвидируемого или администрируемого банка зачастую настроены достаточно пессимистично, не владея полной информацией о законодательстве, обеспечивающем возмещение. Здесь размещены основные положения о процедуре гарантированных выплат:

  • Участниками Фонда гарантирования являются все банки Украины, за исключением ПАТ «Государственный сберегательный банк Украины» и ПАТ «Родовид Банк».
  • Кредитные союзы не входят в состав Фонда.
  • Гарантированная сумма выплат составляет 200 тысяч гривен, причем вкладчики-клиенты нескольких банков имеют право получить возмещение средств в каждом из них отдельно в размере гарантированной суммы.
  • Возместить вклад, превышающий 200 тысяч гривен, возможно лишь после вывода с рынка и полной ликвидации банка с последующей продажей имущества. Выплаты проводятся на основании заявления, рассматриваемого в течении 30 дней после начала ликвидационный процессов в банке.
  • Для получения гарантированной выплаты в отделении банка необходимо иметь паспорт, удостоверяющий личность, и идентификационный номер плательщика налогов. Для получения выплаты иностранными гражданами документом служит паспорт или документ, заменяющий его. При смене имени обращайтесь в центральное или другое отделение банка с паспортом и документом, на основании которого произошла смена имени – брачное свидетельство. Для получения суммы вклада, оформленного на несовершеннолетнего, родители или опекуны обязаны предъявить паспорт опекуна, свидетельство о рождении и документ, подтверждающий официальное опекунство (например, решение судаи т.д.).
  • Фонд гарантирования обязуется выплатить в период  администрации лишь те вклады физических лиц, срок договора которых истекает в период администрации. Выплаты клиентам банка, срок договора которых истекает после процедуры администрации или оглашения ликвидации банка, проводятся в течении 30 дней после начала ликвидационных процессов в размере, не превышающем гарантированную сумму.
  • Фонд также обязуется совершить выплату вкладов в иностранной валюте. Возмещение происходит с конвертацией в национальную валюту по курсу НБУ на день оглашения временной администрации в размере гарантируемой суммы.
  • Выплатам не подлежат вклады в ценных бумагах и банковских металлах. Также отказать в возмещении Фонд вынужден вкладчикам, которые каким-либо образом связаны с деятельностью банка, являются его аудиторами или косвенно связаны с незаконным размыванием активов. Последние случаи подлежат передаче в правоохранительные органы.

Проследить за состоянием процедуры временной администрации, узнать действующие реквизиты банка или обратиться с частным вопросом можно на официальных ресурсах Фонда гарантирования вкладов физических лиц и ПАТ «КБ Хрещатик».