В виду предстоящего археологического съезда в Одессе я желал ознакомиться с погребальным типом курганов, прилегающей к Бугу части Елисаветградского уезда. Благодаря обязательному согласию землевладельца И. П. Скаржинского и просвещенному содействию местного хозяина Н. М. Вышеславцева, я имел возможность вскрыть несколько курганов у села Мигеи. Полагая, что скромные результаты моей экскурсии могут до некоторой степени интересовать местных жителей, прошу покорно вашу уважаемую газету не отказать в помещении короткой заметки о предпринятых раскопках.
Группа курганов, на которой произведены были раскопки, расположена в 1 1/2 версте от Мигеи вниз по течению Буга, в полуверсте от реки, группа эта состоит из 40 небольших насыпей разбросанных неправильно и расположенных между двумя более крупными курганами. Некоторые из насыпей повреждены частью вследствие того, что входившие в их состав камни разновременно добывались с хозяйственными целями, частью же вследствие попыток крестьян отыскать в курганах денежные клады.
Страсть к кладоискательству и предубеждение, что в недрах курганов скрываются значительные денежные сокровища существуют везде среди неграмотного люда и везде служит мотивом к фантастическим рассказам и еще более фантастическим поискам, но кажется мне, что кладомания нигде так сильно не развита и не охватывает столь значительного числа лиц даже интеллигентного класса, как на севере Херсонской губернии. Причина этого явления лежит правдоподобно в слишком свежих еще, но уже неясных преданиях о Запорожье и гайдамачестве; народная фантазия придает этим историческим явлениям непомерно широкие размеры и связывает с ними представление о назначении курганов; я полагаю, что просвещенные люди, которых не мало рассеяно в данной местности, оказали бы большую услугу как самим кладоискателям, так и науке, если бы старались разъяснять по мере возможности ошибочность легендарного представления о кладах: с одной стороны они бы избавили кладоискателей от напрасных трудов и издержек, с другой вспомоществовали бы сохранению весьма ценного научного материала, который при неудачных поисках воображаемых кладов - подвергается порче и истреблению. Я думаю в этом отношении достаточно было бы обратить внимание на то обстоятельство, что курганы есть погребальные насыпи языческого ещё времени, следовательно они насыпаны гораздо раньше существования на Руси чеканенной монеты. Если весьма редко и встречаются в курганах единичные монеты: византийские, римские, саманидские и т.п.,- то лишь в виде случайных экземпляров по большей части переделанных в украшения; монеты эти представляют весьма ценный научный материал, но конечно в смысле имущественном никого, обогатить не могут. Предполагать в курганах существование больших денежных сумм нет никакого основания и если даже предположить, что известная доля рассказов о гайдамацких сокровищах верна, то мы не можем понять, почему местом их пребывания считают именно кургны, обращающие на себя внимание всякого странника, а не места более укромные и не бросающиеся в глаза при поверхностном даже обзоре местности, где конечно лица прятавшие имущество гораздо более удобно могли бы укрыть оное.
Но возвратимся к нашей группе: она состоит из курганов двух типов, отличающихся друг от друга даже по наружному виду; одни представляют насыпи весьма плоские, расплывшиеся, другие более приближаются к конической форме и притом окружены у основания довольно явственными канавками. На тех и на других замечаются круги, уложенные из довольно крупных камней. Из каждой категории вскрыто было по три кургана. Плоские курганы оказались беднее содержимыми и притом погребальный обряд в них менее ясно обозначился; общий признак их состоял в том, что внутри каждого кургана находилась как бы пирамида, уложенная из нескольких десятков довольно крупных камней, под которою лежали раздавленные тяжестью человеческие скелеты. Одна из этих могил более крупная, оказалась коллективною могилою 8 или 9 лиц, погребенных вероятно разновременно, так как скелеты лежали на различном уровне; при одном из них найден был сосуд весьма первобытного производства, при другом - наконечник железного копья; как особенность последнего погребения можно указать на то, что рядом с покойником положена лошадиная голова и 4 копыта, между тем как остальные кости скелета лошади отсутствовали.
Гораздо более данных дали курганы конического типа; из трех вскрытых экземпляров два заключали гробницы мужские и один женскую; сами гробницы были высечены, в виде правильных прямоугольников, ниже плоскости горизонта в твердой глине (лесе),составлявшей подпочву; гробницы были обложены по сторонам дубовыми досками и покойники прикрыты сверху так же дубовыми досками весьма тщательно скрепленными шестью поперечными шипами. У женского скелета найдены две низкопробные серебряные серьги (концы их свободны, не спаяны) и большие железные ножницы для стрижки овец. Мужской скелет был покрыт остатками какой-то цветной одежды, превратившейся в фиолетовую пыль, с одной стороны у скелета лежал кинжал в деревянных ножнах, часть деревянного лука, кожаный, круглый мешочек и большой колчан, сделанный из березовой коры, покрытый узорочным красным сафьяном и заключавший в себе несколько длинных деревянных стрел с железными наконечниками; последние все формы ромбовидной, более или менее видоизмененной (т.е. типа восточного). С другой стороны скелета лежал железный щит, огниво и кремень; сверх того у головы и у щита найдены два одинаковые украшения, состоящие из весьма крупных медных конусов (края не спаяны) с такими же дужками внутри. На ногах покойника сохранились остатки длинных, достигавших выше колен сапог.
Вот все более характеристические черты погребального обряда в разных курганах. Конечно было бы преждевременно делать какие бы то ни было выводы о их народности - это будет возможно лишь тогда, когда исследованы будут курганы на значительном пространстве южной части Черноморского бассейна. Я позволю себе лишь высказать надежду, что данная раскопка, послужит одною из единичных данных для будущего определения исторической этнографии древних насельников нижнего Побужья, может быть уличей нашей летописи (антов византийских писателей или роксалан Торнанда).